"Родителей, психологически готовых к родительству, не бывает. Родительство – не работа, не функция, которую нам надлежит исполнить, а Путь Исканий – судьба, которую мы выбираем…
Ребенок – наш проявитель, при встрече с ним мы обнаруживаем в себе уже готовые отпечатки того, что в нас есть, что "отснято”. И более того, этот жизненный реактив рождает в нас новые качества! Невозможно свести жизнь с ребенком к схеме, что мы только действуем, мы дитя "делаем”, а оно "получается”. И Ребенок нас делает, и дитя нас творит…”
Эти замечательные слова принадлежат
психологу Владимиру Леви.
Желаем вам, родители настоящие и будущие, расти и учиться с вашими детьми, вместе с ними совершенствоваться, открывать в своей душе новые, еще неведомые вам самим, но очень добрые и теплые чувства. И по какой бы учебной методике вы не занимались, в какие бы игры не играли, забудьте про свои родительские амбиции. Не ждите и не требуйте от ребенка ежедневных быстротечных результатов. Ведь жить не рядом с ребенком, а ВМЕСТЕ с ним – самый значимый, самый ценный результат. Давайте все вместе стремиться к "понимающему миру” родителей и детей. А мы будем стараться вам в этом помочь по мере сил и своего профессионализма.
Методические материалы по поддержке создания и деятельности негосударственных организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Советы родителям агрессивных детей
Что такое агрессивность? (загрузите)
Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio", что означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)".
Десять заповедей родителям
•Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
•Не думай, что ребенок принадлежит только тебе.
•Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, это необратимый закон благодарности.
•Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
•Не относись к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
•Не унижай.
•Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучься – если можешь и не делаешь. •Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
•Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
•Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Несколько рекомендаций о том, КАК НАДО вести себя родителям с агрессивным ребенком:
- Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
- Нормализовать семейные отношения.
- Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит всё.
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
- Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам бы хотелось это видеть.
- Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
- Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в новый коллектив.
- При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар.
- Помнить, что и слово может ранить мребенка.
- Понимать ребенка!
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
1. Дети учатся тому, чему их учат.
2. Пытаясь воспитывать у детей определенные душевные качества, нужно помнить, что родительский пример в этом деле абсолютно незаменим.
3. Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, т. е. честность, почтительность, доброта к людям, должны быть частью нашей ежедневной жизнью.
4. Следует приучать ребенка к самоконтролю.
5. Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения.
6. Наибольшая неразбериха с наказаниями проистекает из неудачных попыток родителей правильно очертить границы дозволенного.
7. Не существует менее эффективного средства, чтобы управлять людьми независимо от их возраста, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей.
8. Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться увидеть о. что видит он, и почувствовать то, что чувствует он.
9. Помните! Что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе, одна из них – самооценка человека, его отношение к себе.
10.Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшая форма взаимоотношений между родителями и детьми.
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу.
Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.
Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка.
Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. Расскажите малышу, что ждет его в школе, как он будут учиться, как учились вы когда были маленькими. Это поможет ему не испугаться непривычной официальной обстановки и не забыть от волнения все, что знает.
А знать ребенку нужно следующее:
свое полное имя, отчество и фамилию;
свой возраст и дату рождения;
фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, этажа,
квартиры;
основные достопримечательности своего города;
название своей страны и ее столицы;
последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года; растения;
домашних и диких животных и их детенышей;
части тела человека;
профессии;
русские народные сказки;
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
Основы математики Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву;
• делил слово на слоги;
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Навыки письма Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Правила поведения У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения. Они должны:
• Вежливо первым здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками;
• Благодарить за оказанную помощь;
• Вежливо обращаться с просьбой;
• Не вмешиваться в разговор старших
• Не перебивать говорящего, слушать и слышать его;
• Не мешать другим;
• Соблюдать все правила предъявляемые учителем и администрацией школы.